Двигатель
О ремонте двигателя
Замена масла двигателя
Замена приводного ремня
Установка поршня в ВМТ
Снятие крышки ГБЦ
Система изменения фаз газораспределения
Снятие впускного коллектора
Снятие выпускного коллектора
Замена ремня ГРМ (3S-FE)
Замена цепи ГРМ (1AZ-FE)
Замена переднего сальника коленвала
Замена сальника распредвала
Замена распредвала и толкателей (3S-FE)
Замена распредвала и толкателей (1AZ-FE)
Снятие ГБЦ, замена прокладки
Замена ролика гасителя колебаний
Снятие масляного поддона
Замена масляного насоса
Замена маховика
Замена заднего сальника коленвала
Замена опор силового агрегата
Проверка давления масла
Проверка компрессии
Диагностика вакуумметром
Снятие и установка двигателя
Последовательность разборки двигателя
Замена свечей зажигания
Замена воздушного фильтра
Проверка клапана вентиляции картера
Регулировка зазоров клапанов
Топливная система
Сброс давления в топливной системе
Замена топливного фильтра
Проверка давления топливной системы
Замена топливных трубок и шлангов
Замена топливного насоса, датчика топлива, регулятора давления
Снятие топливного бака
Корпус воздушного фильтра
Замена троса акселератора
Система впрыска топлива
Снятие дроссельного узла
Трос дроссельной заслонки
Замена демпфера пульсаций топлива
Снятие топливной рампы, замена форсунок
Система выпуска отработавших газов
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена термостата
Замена вентилятора радиатора
Замена радиатора и расширительного бачка
Замена помпы
Замена датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Термовыключатель вентилятора радиатора
Зажигание
Катушки зажигания
Замена коммутатора
Замена распределителя зажигания
Система снижения токсичности
Система OBD, коды неисправностей
Датчики и исполнительные устройства
ЭБУ
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик давления воздуха
Датчик расхода воздуха
Датчик температуры воздуха
Датчик t° охлаждающей жидкости
Датчик коленвала
Датчик распредвала
Датчик кислорода
Датчики детонации
Датчик скорости автомобиля
Клапан системы холостого хода
Система принудительной вентиляции картера
Система рециркуляции ОГ (EGR)
Система улавливания паров, адсорбер
Каталитический нейтрализатор

Замена ремня газораспределительного механизма и его роликов (двигатель 3S-FE )

Снятие

Снятие производите в следующем порядке:

– выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи;

– затяните Ручной (стояночный) тормоз и заблокируйте задние колеса упорами;

– ослабьте гайки крепления правого переднего колеса. Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на опоры. Снимите правое переднее колесо и грязезащитный щиток арки правого переднего колеса;

– снимите наполнительный бачок усилителя рулевого управления вместе с кронштейном. Если автомобиль оборудован антиблокировочной системой тормозов (ABS), снимите блок ABS вместе с кронштейном;


Рисунок - 3.11. Привод газораспределительного механизма: 1 – шкив коленчатого вала; 2 – нижний кожух зубчатого ремня; 3 – верхний кожух зубчатого ремня; 4 – зубчатый ремень; 5 – направляющая зубчатого ремня; 6 – высоковольтные провода со свечными наконечниками; 7 – свеча зажигания; 8 – пружина; 9 – шкив зубчатого ремня коленчатого вала; 10 – шкив масляного насоса; 11 – холостой ролик; 12 – натяжной ролик; 13 – шкив зубчатого ремня распределительного вала; 14 – защитный короб для жгута проводов

– потянув вверх и одновременно поворачивая, снимите наконечники с высоковольтными проводами 6 (рис. - 3.11 ) со свечей зажигания;

– струей сжатого воздуха очистите свечи, что исключит попадание грязи в цилиндр двигателя после выворачивания свечей зажигания. Выверните свечи зажигания;

– снимите поликлиновые ремни привода навесных агрегатов;

– снимите генератор и кронштейн генератора;

– отделите от передней части двигателя защитный короб 14 для жгута проводов;

– домкратом через деревянный брусок, за масляный поддон поддержите двигатель. Выверните 3 болта и снимите правую опору двигателя;

– выверните винты, отсоедините тяги и провода и снимите верхний кожух 3 зубчатого ремня и прокладку;


Рисунок - 3.12. Метка ВМТ на крышке головки блока цилиндров, наблюдаемая через малое отверстие шкива зубчатого ремня распределительного вала

– установите поршень первого цилиндра в ВМТ (в положение такта сжатия). Проверяйте, что через малое отверстие шкива зубчатого ремня распределительного вала видна метка ВМТ на крышке головки блока цилиндров (рис. - 3.12 );

– мелом, маркером или краской отметьте направление вращения зубчатого ремня, а также нанесите метки совмещения на шкив распределительного вала и зубчатый ремень. Если при установке зубчатый ремень будет вращаться в другую сторону, это приведет к его разрушению;


Рисунок - 3.Расположение болта крепления натяжного ролика и снятие пружины

– ослабьте болт крепления натяжного ролика и снимите пружину (рис. - 3.13 ). Снимите зубчатый ремень со шкивов. Если необходимо снять головку блока цилиндров, распределительный вал или заменить уплотнительное кольцо распределительного вала, не требуется снимать зубчатый ремень со шкива коленчатого вала;


Рисунок - 3.14. Использование ключей для удержания распределительного вала от проворачивания и отворачивания болта крепления шкива зубчатого ремня

– если шкив зубчатого ремня распределительного вала изношен или поврежден, снимите крышку головки блока цилиндров. Удерживая гаечным ключом распределительный вал от проворачивания (рис. - 3.14 ) за шестигранник, выверните болт крепления и снимите шкив зубчатого ремня с распределительного вала;


Рисунок - 3.15. Фиксация лезвием отвертки маховика от проворачивания и отворачивание болта крепления шкива коленчатого вала

– снимите крышку, закрывающую отверстие для осмотра маховика, и лезвием большой плоской отвертки за зубчатый венец маховика зафиксируйте его от проворачивания (рис. - 3.15 ). Выверните болт крепления шкива коленчатого вала. Так как болт сильно затянут, используйте ключ с большим плечом. Используя монтировку или съемник гасителя колебаний, снимите шкив с коленчатого вала (рис. - 3.16 ). Перед снятием шкива убедитесь, что поршень первого цилиндра установлен в ВМТ;


Рисунок - 3.16. Использование монтировки для снятия шкива с коленчатого вала


Рисунок - 3.17. Расположение болтов крепления нижнего кожуха зубчатого ремня

– выверните болты (рис. - 3.17 ) и снимите нижний кожух зубчатого ремня и его прокладку. Снимите с коленчатого вала направляющую зубчатого ремня;

– если зубчатый ремень будет устанавливаться повторно, нанесите метки совмещения на шкив коленчатого вала и зубчатый ремень;

– сдвиньте зубчатый ремень со шкива и снимите его с двигателя;


Рисунок - 3.18. Использование съемника для снятия шкива с коленчатого вала

– если шкив изношен или поврежден или необходимо заменить переднее уплотнительное кольцо коленчатого вала, снимите шкив зубчатого ремня с коленчатого вала. Шкив должен легко сниматься с коленчатого вала. Если шкив посажен очень плотно, снимите его съемником (рис. - 3.18 ). Для крепления захватов съемника просверлите в шкиве 2 отверстия и нарежьте в них резьбу.

Проверка

Не перекручивайте и не перегибайте зубчатый ремень. Исключите попадание на зубчатый ремень масла, охлаждающей жидкости или топлива.

Не проворачивайте коленчатый вал двигателя при снятом зубчатом ремне, так как поршни могут удариться о клапаны.

Проверяйте состояние и плавность вращения холостого и натяжного роликов. Проверяйте состояние и измерьте длину пружины, которая для двигателей с 1996 по 1997 год должна быть равна 46,0 мм, а для двигателей с 1998 по 2000 год – 42,0 мм.

Разрыв зубчатого ремня на работающем двигателе может привести к удару поршней о клапаны, в результате чего клапаны могут деформироваться. Проверяйте зазоры клапанов. На деформированных клапанах они будут значительно больше требуемых.

Если произошло выкрошивание зубьев зубчатого ремня, возможно, заклинило водяной насос , масляный насос или распределительный вал.

Если наружная поверхность зубчатого ремня значительно изношена или расслоена, Проверяйте состояния беговых дорожек холостого и натяжного роликов.

Если износ или повреждение обнаружены только на одной стороне ремня, Проверяйте направляющую зубчатого ремня и выравнивание шкивов зубчатого ремня.

При наличии любых дефектов на зубчатом ремне замените его обязательно.


Профессионалы рекомендуют замену зубчатого ремня всякий раз, когда он снимается, так как разрыв ремня на работающем двигателе может привести к серьезному повреждению двигателя и дорогостоящему ремонту.




Установка

Установку производите в следующем порядке:

– вытрите всю грязь и смазку в передней части двигателя, в зоне работы зубчатого ремня;

– если снимались, то установите на место холостой и натяжной ролики и пружину натяжного ролика. Отведите натяжной ролик до максимального натяжения пружины и болтом временно закрепите его в этом положении;

– установите шкивы зубчатого ремня на распределительный и коленчатый валы. Шкив коленчатого вала установите таким образом, чтобы зубья датчика коленчатого вала располагались со стороны передней крышки двигателя;

– Проверяйте, что через малое отверстие шкива зубчатого ремня распределительного вала видна метка ВМТ на крышке головки блока цилиндров (рис. - 3.12 ), а шпонка шкива коленчатого вала направлена на знак ВМТ на передней крышке. В этом случае поршень первого цилиндра находится в ВМТ в такте сжатия;

– установите зубчатый ремень на шкивы коленчатого вала, масляного насоса, водяного насоса и холостой и натяжной ролики. При повторной установке зубчатого ремня, совместите ранее нанесенные метки;


Рисунок - 3.19. Сторона направляющей зубчатого ремня, которая должна располагаться со стороны ремня

– установите на коленчатый вал направляющую зубчатого ремня, стороной с рисунком зубьев к зубчатому ремню (рис. - 3.19 );


Рисунок - 3.21. Места нанесения слоя герметика на верхний и нижний кожух зубчатого ремня

– нанесите на привалочную поверхность слой герметика (рис. - 3.21 ), установите нижний кожух зубчатого ремня и закрепите его болтами;

– установите шкив коленчатого вала и Проверяйте совмещение метки на шкиве со знаком ВМТ на передней крышке. Вверните и затяните болт крепления шкива моментом 108 Н•м;


Рисунок - 3.20. Ветвь, натягиваемая при установке зубчатого ремня на шкив распределительного вала

– установите зубчатый ремень на шкив распределительного вала, при этом натягивая ветвь ремня, расположенную с передней стороны двигателя (рис. - 3.20 );

– ослабьте болт крепления натяжного ролика в отведенном положении, при этом пружина повернет ролик, в результате чего произойдет натяжение ремня;

– за болт крепления шкива коленчатого вала, медленно поверните коленчатый вал по часовой стрелке на 1 7/8 оборота до совмещения метки на шкиве коленчатого вала со знаком 45° до ВМТ, расположенной на нижнем кожухе зубчатого ремня, затем затяните болт крепления натяжного ролика моментом 42 Н•м;


Рисунок - 3.1. Совмещение метки на гасителе колебаний со знаком ВМТ на передней крышке

– за болт крепления шкива коленчатого вала поверните коленчатый вал по часовой стрелке на 2 1/8 оборота до совмещения метки на гасителе колебаний со знаком ВМТ на передней крышке (рис. - 3.1 ). Проверяйте, что через малое отверстие шкива зубчатого ремня распределительного вала видна метка ВМТ на крышке головки блока цилиндров, в противном случае повторите операции по установке зубчатого ремня (рис. - 3.12 )

Не пускайте двигатель, пока абсолютно не уверены, что зубчатый ремень установлен правильно. Если ремень установлен неправильно, возможно серьезное и дорогостоящее повреждение двигателя.


Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.

Нанесите на привалочную поверхность слой герметика, установите верхний кожух зубчатого ремня и закрепите его винтами (рис. - 3.21 )