Двигатель
О ремонте двигателя
Замена масла двигателя
Замена приводного ремня
Установка поршня в ВМТ
Снятие крышки ГБЦ
Система изменения фаз газораспределения
Снятие впускного коллектора
Снятие выпускного коллектора
Замена ремня ГРМ (3S-FE)
Замена цепи ГРМ (1AZ-FE)
Замена переднего сальника коленвала
Замена сальника распредвала
Замена распредвала и толкателей (3S-FE)
Замена распредвала и толкателей (1AZ-FE)
Снятие ГБЦ, замена прокладки
Замена ролика гасителя колебаний
Снятие масляного поддона
Замена масляного насоса
Замена маховика
Замена заднего сальника коленвала
Замена опор силового агрегата
Проверка давления масла
Проверка компрессии
Диагностика вакуумметром
Снятие и установка двигателя
Последовательность разборки двигателя
Замена свечей зажигания
Замена воздушного фильтра
Проверка клапана вентиляции картера
Регулировка зазоров клапанов
Топливная система
Сброс давления в топливной системе
Замена топливного фильтра
Проверка давления топливной системы
Замена топливных трубок и шлангов
Замена топливного насоса, датчика топлива, регулятора давления
Снятие топливного бака
Корпус воздушного фильтра
Замена троса акселератора
Система впрыска топлива
Снятие дроссельного узла
Трос дроссельной заслонки
Замена демпфера пульсаций топлива
Снятие топливной рампы, замена форсунок
Система выпуска отработавших газов
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена термостата
Замена вентилятора радиатора
Замена радиатора и расширительного бачка
Замена помпы
Замена датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Термовыключатель вентилятора радиатора
Зажигание
Катушки зажигания
Замена коммутатора
Замена распределителя зажигания
Система снижения токсичности
Система OBD, коды неисправностей
Датчики и исполнительные устройства
ЭБУ
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик давления воздуха
Датчик расхода воздуха
Датчик температуры воздуха
Датчик t° охлаждающей жидкости
Датчик коленвала
Датчик распредвала
Датчик кислорода
Датчики детонации
Датчик скорости автомобиля
Клапан системы холостого хода
Система принудительной вентиляции картера
Система рециркуляции ОГ (EGR)
Система улавливания паров, адсорбер
Каталитический нейтрализатор

О ремонте двигателя

Не всегда легко прийти к выводу о целесообразности полного капитального ремонта двигателя, поскольку необходимо основываться на целом ряде объективных показателей.

Большой пробег не является достаточным показателем необходимости проведения капитального ремонта, с другой стороны, малый пробег не исключает необходимость проведения капитального ремонта. Наиболее важным показателем, по всей видимости, является своевременность текущего технического обслуживания двигателя. При своевременной смене масла и фильтра, а также при выполнении всех других необходимых работ по обслуживанию двигатель служит надежно на протяжении многих тысяч километров пробега. Наоборот, недостаточное по объему или несвоевременное Тех. обслуживание может явиться причиной резкого сокращения ресурса двигателя.

Повышенный расход масла указывает на износ поршневых колец, направляющих втулок клапанов и маслоотражательных колпачков. Следует убедиться, что течи не являются причиной повышенного расхода масла, и только после этого делать вывод о непригодности поршневых колец и направляющих втулок клапанов. чтобы определить вероятную причину неисправности, измерьте компрессию в цилиндрах двигателя. Проведите также испытания с помощью вакуумметра и определите характер показаний этого прибора.

Проверяйте давление масла манометром, ввернутым вместо датчика давления масла, и сравните результат проверки с нормативным значением. Если давление масла низкое, то причиной может быть износ коренных и шатунных подшипников или деталей масляного насоса.

Потеря мощности, провалы в работе двигателя, детонация или металлические стуки, повышенный шум от газораспределительного механизма, повышенный расход топлива указывают на необходимость проведения капитального ремонта, особенно, если все эти признаки ненормальной работы проявляются одновременно. Если выполнение всех регулировок не приводит к улучшению, то единственным средством устранения ненормальной работы двигателя является капитальный ремонт. Капитальный ремонт заключается в восстановлении деталей двигателя до состояния, указанного в технических данных для нового двигателя.

При проведении капитального ремонта заменяются поршни и поршневые кольца, растачиваются или хонингуются цилиндры. После ремонта цилиндров, который выполняется в специализированной мастерской, потребуется установка поршней ремонтных размеров. Шатунные и коренные вкладыши коленчатого вала, а также крышки опорных шеек распределительных валов также подлежат замене, при необходимости следует прошлифовать шейки коленчатого вала до восстановления нормальных зазоров с шатунными и коренными вкладышами. Как правило, ремонту подлежат и клапаны, так как их состояние на момент ремонта, как правило, не совсем удовлетворительное.

Во время капитального ремонта двигателя также выполняется ремонт таких агрегатов как стартер, генератор и распределитель зажигания. В результате отремонтированный двигатель должен обладать качествами нового агрегата и выдержать значительный пробег без отказов.

При капитальном ремонте следует заменить такие важные детали системы охлаждения как шланги, ремни привода, термостат и насос охлаждающей жидкости. Радиатор надо обследовать на герметичность и чистоту внутренних каналов. Если вы приобрели восстановленный двигатель, или блок цилиндров неполной комплектации, то некоторые поставщики не дают гарантии на эксплуатацию этих агрегатов без качественной промывки радиатора. При капитальном ремонте двигателя также рекомендуется заменить масляный насос.

Перед началом капитального ремонта двигателя ознакомьтесь с описанием соответствующих процедур, чтобы сложилось впечатление от предстоящего объема работ и требований к ним. При соблюдении всех норм и правил, при наличии всех необходимых инструментов и приспособлений капитальный ремонт выполнить несложно, однако потребуются значительные затраты времени. Ориентировочно понадобится не меньше двух недель, особенно если для ремонта и восстановления деталей придется обратиться в специализированную мастерскую. Проверяйте наличие запасных частей и заранее позаботьтесь о приобретении необходимых специальных инструментов и оборудования. Почти все работы могут быть выполнены с помощью стандартного набора инструментов, хотя для проверки и определения пригодности тех или иных деталей понадобятся более точные измерительные приборы. Зачастую проверку состояния деталей выполняют в специализированных мастерских, в которых также получают рекомендации по замене или восстановлению тех или иных деталей.

Следует отметить, что сборку агрегатов следует выполнять со всей тщательностью в чистом помещении, чтобы избежать дальнейших отказов отремонтированного двигателя и обеспечить его надежную работу.

Альтернативу капитальному ремонту двигателя

При самостоятельном выполнении капитального ремонта возможны различные варианты. Решение о замене блока цилиндров, шатунно-поршневой группы и коленчатого вала зависит от целого ряда факторов, из которых самым важным является состояние блока цилиндров. Другими соображениями являются стоимость ремонта, возможность доступа к оборудованию мастерских автосервиса, наличие запчастей, время, планируемое на проведение работ, а также личный опыт.

Вот некоторые из вариантов альтернативы капитальному ремонту.

Приобретение отдельных запчастей

Если проверка показывает, что блок цилиндров и большинство деталей находятся в удовлетворительном состоянии и могут использоваться в дальнейшем, то наиболее целесообразным с экономической точки зрения является покупка отдельных запасных частей. Блок цилиндров, шатунно-поршневую группу и коленчатый вал следует обследовать особенно тщательно. Даже если обнаруживается незначительный износ блока цилиндров, цилиндры подлежат обязательному хонингованию.

Блок цилиндров неполной комплектации

В блоке цилиндров неполной комплектации установлены кривошипно-шатунный механизм и поршневая группа. Все сопряженные детали подобраны по размерным группам, все зазоры соответствуют нормам. На блоке отдельно монтируются распределительные валы, клапанный механизм, головка блока цилиндров и навесные агрегаты. Затраты на механическую обработку минимальны или не требуются совсем.

Восстановленный двигатель

Восстановленный двигатель содержит весь комплект блока цилиндров неполной комплектации, а также масляный насос, масляный поддон, головку блока цилиндров, крышку головки блока цилиндров, распределительные валы, клапанный механизм, шкивы/ звездочки привода распределительных валов, зубчатый ремень/ цепь и крышки. Все детали установлены с новыми подшипниками, уплотнениями и прокладками. На комплект монтируются только впускной и выпускной коллекторы и навесные агрегаты.

Тщательно продумайте, какая из альтернатив вам лучше всего подходит, перед покупкой или перед оформлением заказа на запасные части проконсультируйтесь в мастерской автосервиса, с поставщиками запасных частей, а также со специалистами по восстановлению двигателей.

Запуск и обкатка двигателя после капитального ремонта

Залейте моторное масло и охлаждающую жидкость.

Выверните из двигателя свечи зажигания и отсоедините электрический разъем подачи напряжения к топливному насосу.

Стартером проворачивайте коленчатый вал двигателя до тех пор, пока не погаснет контрольная лампа давления масла.

Вверните свечи зажигания и подсоедините электрический разъем подачи напряжения к топливному насосу.

Пустите двигатель. Возможно, Запуск мотора будет более продолжительный, так как потребуется время для создания давления в топливной системе.

Прогрейте двигатель до рабочей температуры. По мере прогрева двигателя внимательно следите за возможным появлением утечек масла, топлива или охлаждающей жидкости. Допускается появление необычных запахов и дыма от деталей, подвергающихся воздействию высокой температуры, из-за выгорания остатков масла.

Остановите двигатель и Проверяйте уровни моторного масла и охлаждающей жидкости и при необходимости долейте.

Если были установлены новые поршни, поршневые кольца, коренные и шатунные вкладыши, то двигатель должен пройти обкатку на протяжении первых 800 км пробега. В период обкатки не допускается эксплуатация с полностью открытой дроссельной заслонкой или со слишком малой скоростью на любой передаче.

После обкатки замените моторное масло и масляный фильтр.

После пробега 3000 км снова замените моторное масло и масляный фильтр.

Меры предосторожности при ремонте двигателя

Будьте особенно внимательны при проведении работ в моторном отсеке.


При выполнении работ в моторном отсеке придерживайтесь следующих рекомендаций.

Выключите двигатель, выньте из замка ключ зажигания.

Включите Ручной (стояночный) тормоз.

Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, селектор управления автоматической коробкой передач в позицию «Р».

Дайте остыть двигателю.

Пока двигатель горячий:

– избегайте попадания рук в зону вращения вентилятора системы охлаждения двигателя — он может внезапно начать вращаться;

– не открывайте пробку расширительного бачка охлаждающей жидкости, система охлаждения находится под давлением.

Старайтесь не проливать на горячий двигатель жидкости — они могут воспламениться.

Избегайте короткого замыкания электрических цепей, особенно на аккумуляторной батарее.

При проведении контрольных работ на работающем двигателе опасайтесь вращающихся частей (например, шкивов клиновых ремней, генератора, лопастей вентилятора системы охлаждения и др.) и высокого напряжения в системе зажигания.

Не перепутайте жидкости при их доливке — это повлечет серьезные нарушения в работе агрегатов и систем.

Чтобы своевременно обнаружить места утечек масел и жидкостей, необходимо регулярно осматривать место стоянки под автомобилем. Если есть пятна масла или эксплуатационной жидкости, проверьте герметичность агрегатов и систем автомобиля на СТОА.

При обслуживании и ремонте топливной системы или электрооборудования обязательно выполняйте следующие рекомендации:

– всегда отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети;

– не курите рядом с двигателем;

– никогда не работайте вблизи открытого огня;

– всегда держите «под рукой» исправный огнетушитель.