Двигатель
О ремонте двигателя
Замена масла двигателя
Замена приводного ремня
Установка поршня в ВМТ
Снятие крышки ГБЦ
Система изменения фаз газораспределения
Снятие впускного коллектора
Снятие выпускного коллектора
Замена ремня ГРМ (3S-FE)
Замена цепи ГРМ (1AZ-FE)
Замена переднего сальника коленвала
Замена сальника распредвала
Замена распредвала и толкателей (3S-FE)
Замена распредвала и толкателей (1AZ-FE)
Снятие ГБЦ, замена прокладки
Замена ролика гасителя колебаний
Снятие масляного поддона
Замена масляного насоса
Замена маховика
Замена заднего сальника коленвала
Замена опор силового агрегата
Проверка давления масла
Проверка компрессии
Диагностика вакуумметром
Снятие и установка двигателя
Последовательность разборки двигателя
Замена свечей зажигания
Замена воздушного фильтра
Проверка клапана вентиляции картера
Регулировка зазоров клапанов
Топливная система
Сброс давления в топливной системе
Замена топливного фильтра
Проверка давления топливной системы
Замена топливных трубок и шлангов
Замена топливного насоса, датчика топлива, регулятора давления
Снятие топливного бака
Корпус воздушного фильтра
Замена троса акселератора
Система впрыска топлива
Снятие дроссельного узла
Трос дроссельной заслонки
Замена демпфера пульсаций топлива
Снятие топливной рампы, замена форсунок
Система выпуска отработавших газов
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена термостата
Замена вентилятора радиатора
Замена радиатора и расширительного бачка
Замена помпы
Замена датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Термовыключатель вентилятора радиатора
Зажигание
Катушки зажигания
Замена коммутатора
Замена распределителя зажигания
Система снижения токсичности
Система OBD, коды неисправностей
Датчики и исполнительные устройства
ЭБУ
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик давления воздуха
Датчик расхода воздуха
Датчик температуры воздуха
Датчик t° охлаждающей жидкости
Датчик коленвала
Датчик распредвала
Датчик кислорода
Датчики детонации
Датчик скорости автомобиля
Клапан системы холостого хода
Система принудительной вентиляции картера
Система рециркуляции ОГ (EGR)
Система улавливания паров, адсорбер
Каталитический нейтрализатор

Система охлаждения

Двигатель автомобиля эксплуатируется в различных климатических условиях и при различных нагрузках. При этом температура охлаждающей жидкости должна оставаться в узком температурном диапазоне, что обеспечивает система охлаждения двигателя.

Система охлаждения закрытая жидкостная, включает водяной насос с приводом вспомогательным ремнем от коленчатого вала, вентилятор радиатора с электрическим приводом, радиатор, расширительный бачок, термостат , радиатор отопителя, шланги и переключатели.

Водяной насос лопастного типа установлен спереди на блоке цилиндров.

Термостат в зависимости от температуры охлаждающей жидкости автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения, пропуская жидкость через радиатор или минуя его.

При пуске холодного двигателя охлаждающая жидкость не поступает в радиатор, так как основной клапан термостата закрыт, а перепускной открыт. Охлаждающая жидкость циркулирует по рубашке блока и головки блока цилиндров, затем снова поступает в насос. Так обеспечивается быстрый прогрев холодного двигателя.

Когда охлаждающая жидкость достигнет температуры открытия термостата, твердый восковой наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую вставку и выталкивает поршень. При этом основной клапан откроется полностью, а перепускной полностью закроется. Горячая охлаждающая жидкость проходит через шланг к радиатору и охлаждается потоком встречного воздуха.

Вентилятор радиатора включается термовыключателем в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Радиатор охлаждения закрыт герметичной крышкой. Крышка создает повышенное давление в системе охлаждения, что поднимает температуру кипения охлаждающей жидкости, а более высокая температура кипения охлаждающей жидкости увеличивает эффективность радиатора. Если давление в системе превышает заданное значение, открывается предохранительный клапан в крышке и выпускает охлаждающую жидкость через шланг в расширительный бачок. При охлаждении охлаждающая жидкость перетекает из бачка назад в радиатор.

Расширительный бачок выполняет две функции: служит емкостью для сбора нагретой охлаждающей жидкости и для пополнения системы охлаждения.

Воздух, подаваемый системой вентиляции в салон автомобиля, может подогреваться или охлаждаться, в зависимости от условий комфорта, выбираемых водителем и пассажирами. Системы отопления и кондиционирования раздельные, однако их агрегаты и узлы располагаются в салоне автомобиля в общем корпусе под панелью приборов. Весь поток подаваемого в салон воздуха направляется для нагревания или охлаждения через одни и те же воздуховоды. Температура и скорость потока воздуха регулируется с помощью одних и тех же органов управления.

Тепло, выделяемое при работе двигателя, передается охлаждающей жидкостью к радиатору отопителя, расположенному в салоне. Поток воздуха от вентилятора салона проходит через радиатор и нагревается теплом охлаждающей жидкости.

Если воздух, выходящий из вентиляционных решеток, не нагревается, возможны следующие причины:

термостат постоянно открыт, в результате чего охлаждающая жидкость не нагревается до требуемой температуры и не передает достаточного количества тепла радиатору отопителя. В этом случае замените термостат ;

– засорены шланги подачи охлаждающей жидкости к радиатору отопителя. Проверяйте температуру шлангов около перегородки моторного отсека, они должны быть горячими. Если один из шлангов холодный, значит, имеется засорение шлангов или радиатора отопителя. Отсоедините шланги от штуцеров на перегородке моторного отсека и, по очереди подавая воду под давлением в штуцеры, промойте шланги и радиатор отопителя;

– если промывка радиатора отопителя не дала положительных результатов, замените радиатор.

Охлаждающая жидкость

Не допускайте попадания охлаждающей жидкости на одежду и лакокрасочное покрытие кузова. В противном случае промойте поверхность большим количеством воды.

Соберите и утилизируйте слитую охлаждающую жидкость.


Система охлаждения должна круглый год быть заполнена охлаждающей жидкостью. Охлаждающая жидкость представляет собой смесь этиленгликолевого антифриза и дистиллированной воды в соотношении 50:50. В зонах с холодным климатом содержание антифриза в охлаждающей жидкости может быть увеличено в соответствии с рекомендациями производителя жидкости, однако не должно превышать 70%.

Оптимальная концентрация антифриза исключает замерзание жидкости в блоке цилиндров двигателя, образование коррозии и известкового осадка, а также увеличивает температуру кипения охлаждающей жидкости.

Замену охлаждающей жидкости с промывкой системы охлаждения необходимо производить один раз в два года. Перед Заливкам системы охлаждения Проверяйте состояние шлангов и их креплений. В процессе эксплуатации автомобиля уровень охлаждающей жидкости не должен изменяться. Быстрое падение уровня охлаждающей жидкости указывает на течь и необходимость ее устранения. Проверяйте состояние радиатора, водяного насоса, шлангов, соединений и пробок слива на наличие на них следов подтекания. Если утечки не обнаружены, Проверяйте на станции технического обслуживания давление открытия клапана в крышке радиатора.

Замену охлаждающей жидкости необходимо произвести также после проведения любых работ на элементах системы охлаждения со сливом охлаждающей жидкости. Если при ремонте заменялись головка блока цилиндров, прокладка головки блока, радиатор или теплообменник масла, залейте в систему охлаждения свежую охлаждающую жидкость. Это связано с тем, что антикоррозионная присадка в охлаждающей жидкости при работе двигателя осаждается и создает антикоррозионную защиту. В охлаждающей жидкости, бывшей в эксплуатации, антикоррозионные добавки недостаточно активны для того, чтобы образовать защитный слой на вновь установленных деталях.

Таблица 4.1 Справочные данные по системам охлаждения и кондиционирования характеристики системы охлаждения

Таблица 4.2 Моменты затяжки основных резьбовых соединений