Двигатель
О ремонте двигателя
Замена масла двигателя
Замена приводного ремня
Установка поршня в ВМТ
Снятие крышки ГБЦ
Система изменения фаз газораспределения
Снятие впускного коллектора
Снятие выпускного коллектора
Замена ремня ГРМ (3S-FE)
Замена цепи ГРМ (1AZ-FE)
Замена переднего сальника коленвала
Замена сальника распредвала
Замена распредвала и толкателей (3S-FE)
Замена распредвала и толкателей (1AZ-FE)
Снятие ГБЦ, замена прокладки
Замена ролика гасителя колебаний
Снятие масляного поддона
Замена масляного насоса
Замена маховика
Замена заднего сальника коленвала
Замена опор силового агрегата
Проверка давления масла
Проверка компрессии
Диагностика вакуумметром
Снятие и установка двигателя
Последовательность разборки двигателя
Замена свечей зажигания
Замена воздушного фильтра
Проверка клапана вентиляции картера
Регулировка зазоров клапанов
Топливная система
Сброс давления в топливной системе
Замена топливного фильтра
Проверка давления топливной системы
Замена топливных трубок и шлангов
Замена топливного насоса, датчика топлива, регулятора давления
Снятие топливного бака
Корпус воздушного фильтра
Замена троса акселератора
Система впрыска топлива
Снятие дроссельного узла
Трос дроссельной заслонки
Замена демпфера пульсаций топлива
Снятие топливной рампы, замена форсунок
Система выпуска отработавших газов
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена термостата
Замена вентилятора радиатора
Замена радиатора и расширительного бачка
Замена помпы
Замена датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Термовыключатель вентилятора радиатора
Зажигание
Катушки зажигания
Замена коммутатора
Замена распределителя зажигания
Система снижения токсичности
Система OBD, коды неисправностей
Датчики и исполнительные устройства
ЭБУ
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик давления воздуха
Датчик расхода воздуха
Датчик температуры воздуха
Датчик t° охлаждающей жидкости
Датчик коленвала
Датчик распредвала
Датчик кислорода
Датчики детонации
Датчик скорости автомобиля
Клапан системы холостого хода
Система принудительной вентиляции картера
Система рециркуляции ОГ (EGR)
Система улавливания паров, адсорбер
Каталитический нейтрализатор

Головка блока цилиндров - снятие, установка, замена прокладки

ДВИГАТЕЛЬ 3S-FE

Снятие

Снятие головки блока цилиндров проводите на холодном двигателе в следующем порядке:

– выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи;

– сбросьте давление в топливной системе;

– слейте охлаждающую жидкость из блока цилиндров и радиатора;

– слейте из двигателя моторное масло и выверните масляный фильтр;

– снимите корпус воздушного фильтра ;

– снимите распределительную топливную магистраль и форсунки;

– снимите впускной и выпускной коллекторы;

– снимите зубчатый ремень, шкив распределительного вала и натяжной ролик зубчатого ремня;


Рисунок - 3.35. Головка блока цилиндров двигателя 3S-FE: 1 – проушина; 2 – «массовый» провод; 3 – кронштейна генератора; 4 – прокладка головки блока цилиндров; 5 – задний кожух зубчатого ремня; 6 – пружина шестерни распределительного вала; 7 – пружинное кольцо; 8 – волнистая шайба; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – вспомогательная шестерня распределительного вала; 11 – крышка подшипника распределительного вала; 12 – распределительный вал впускных клапанов; 13 – прокладка крышки головки блока цилиндров; 14 – крышка головки блока цилиндров; 15 – опора впускного коллектора; 16 – воздушный патрубок; 17 – клапан вентиляции картера (PCV); 18 – распорная втулка; 19 – прокладка впускного коллектора; 20 – вакуумная труба; 21 – элемент системы рециркуляции отработавших газов; 22 – электропневматический клапан системы рециркуляции отработавших газов; 23 – прокладка; 24 – прокладка; 25 – дроссельный узел; 26 – впускной коллектор; 27 – прокладка; 28 – гаситель колебаний топлива; 29 – трубка подачи топлива; 30 – трубка возврата топлива; 31 – топливная магистраль; 32 – уплотнительное кольцо круглого сечения; 33 – уплотнительное кольцо; 34 – форсунка; 35 – шайба; 36 – держатель высоковольтных проводов; 37 – уплотнительное кольцо; 38 – маслоотражательный колпачок; 39 – клапан; 40 – свеча зажигания; 41 – регулировочная шайба; 42 – толкатель; 43 – сухари; 44 – тарелка пружины; 45 – пружина; 46 – тарелка пружины; 47 – стопорное кольцо; 48 – направляющая втулка клапанов; 49 – распределительный вал выпускных клапанов; 50 – проушина; 51 – головка блока цилиндров; 52 – уплотнительное кольцо круглого сечения; 53 – прокладка; 54 – штуцер выхода охлаждающей жидкости; 55 – прокладка; 56 – датчик давления масла; 57 – обводная трубка системы охлаждения; 58 – защита масляного теплообменника; 59 – термозащитный кожух выпускного коллектора; 60 – прокладка выпускного коллектора; 61 – опора №1 выпускного коллектора; 62 – опора №2 выпускного коллектора; 63 – выпускной коллектор

– выверните болты и снимите задний кожух зубчатого ремня 5 (рис. - 3.35 );

– отсоедините датчик положения распределительного вала;

– снимите распределительные валы 12, 49 и толкатели;

– промаркируйте и отсоедините оставшиеся патрубки системы охлаждения, трубки, троса, шланги и провода;


Рисунок - 3.36. Последовательность затягивания болтов крепления головки блока цилиндров

– шестигранным ключом «на 8 мм» в последовательности, обратной затягиванию, постепенно ослабьте, а затем выверните полностью болты крепления головки блока цилиндров (рис. - 3.36 );

– снимите головку с блока цилиндров. Если головка сидит очень плотно, рычагом со стороны, противоположной зубчатому ремню, отделите головку от блока цилиндров.

Установка

При установке головки блока необходимо использовать новые болты крепления.

Все зажимы и хомуты, которые при снятии будут повреждены или разрезаны, при установке головки блока замените на новые.

При замене головки блока в систему охлаждения залейте свежую охлаждающую жидкость.

Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте твердый пластиковый или деревянный скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Убедитесь, что нагар не попал в каналы системы смазки и охлаждения. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к деталям двигателя. При необходимости прочистите каналы.

Проверяйте привалочные поверхности головки и блока цилиндров: на них не должно быть зарубок, глубоких царапин и других повреждений. Небольшие дефекты можно устранить механической обработкой. При значительных дефектах детали подлежат замене.

Метчиком очистите резьбу отверстий для болтов крепления головки цилиндров в блоке. Очистите отверстия под болты в блоке. Вворачивание болта в заполненное маслом отверстие может разорвать блок из-за гидравлического давления.

Установите детали и узлы, которые снимались с головки блока цилиндров.

Проверяйте, что направляющие втулки установлены в блоке цилиндров.

Новую прокладку головки блока цилиндров необходимо извлекать из упаковки непосредственно перед установкой.

Установите прокладку на направляющие втулки, при этом надпись «top» должна быть направлена к головке.

Установите головку блока цилиндров.

Нанесите на резьбу болтов крепления головки блока цилиндров тонкий слой моторного масла, вставьте болты и затяните их от руки.

В последовательности, показанной на рисунке 3.36 , в два этапа, затяните болты крепления головки блока цилиндров:

1-й — затяните моментом 49 Н•м;
2-й — доверните на угол 90°.

В дальнейшем не требуется дополнительного подтягивания болтов крепления головки блока цилиндров.

Дальнейшая установка головки блока цилиндров проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.

Проверяйте и при необходимости отрегулируйте зазоры клапанов.

Залейте охлаждающую жидкость.

Установите новый масляный фильтр и залейте в двигатель моторное масло.

Пустите двигатель и Проверяйте на отсутствие утечек.

Отрегулируйте момент зажигания.

Проведите дорожные испытания автомобиля.

ДВИГАТЕЛЬ 1AZ-FE

Снятие

Снятие головки блока цилиндров проводите на холодном двигателе в следующем порядке:

– сбросьте давление в топливной системе;

– выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи;

– слейте охлаждающую жидкость;

– снимите ремень привода навесных агрегатов;

– снимите генератор;

– снимите крышку головки блока цилиндров;

– снимите дроссельный узел, форсунки и распределительную топливную магистраль;

– снимите впускной коллектор;

– снимите выпускной коллектор;

– снимите цепь и звездочки с распределительных валов;

– снимите распределительные валы и толкатели;


Рисунок - 3.54. Расположение регулирующего масляного клапана (OCV) в задней части головки блока цилиндров

– снимите регулирующий масляный клапан (OCV) (рис. - 3.54 );


Рисунок - 3.79. Места подсоединения компонентов к головке блока цилиндров со стороны водителя: 1 – шланги системы охлаждения; 2 – подавитель радиопомех; 3 – «массовый» провод; 4 – датчик положения распределительного вала; 5 – электрический разъем датчика кислорода; 6 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 7 – датчик давления масла

– промаркируйте и отсоедините от головки блока цилиндров шланги системы охлаждения и все электрические провода и разъемы (рис. - 3.79 );


Рисунок - 3.84. Последовательность затягивания болтов крепления головки блока цилиндров

– шестигранным ключом на 10 мм, в последовательности, обратной затягиванию, постепенно ослабьте, а затем выверните полностью болты крепления головки блока цилиндров (рис. - 3.84 );


Рисунок - 3.80. Использование отвертки для отделения головки от блока цилиндров

– снимите головку с блока цилиндров. Если головка сидит очень плотно, отверткой со стороны, противоположной цепи привода газораспределительного механизма, отделите головку от блока цилиндров (рис. - 3.80 )

Установка

При замене головки блока в систему охлаждения необходимо залить свежую охлаждающую жидкость.


Рисунок - 3.81. Использование скребка для очистки привалочной поверхности блока цилиндров

Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте твердый пластиковый или деревянный скребок (рис. - 3.81 ). При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Убедитесь, что нагар не попал в каналы системы смазки и охлаждения. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к деталям двигателя. При необходимости прочистите каналы. Если загрязнения попали в цилиндры, удалите их оттуда пылесосом.

Проверяйте привалочные поверхности головки и блока цилиндров: на них не должно быть зарубок, глубоких царапин и других повреждений. Небольшие дефекты можно устранить механической обработкой. При значительных дефектах детали подлежат замене.

Метчиком очистите резьбу отверстий для болтов крепления головки цилиндров в блоке. Очистите отверстия под болты в блоке. Вворачивание болта в заполненное маслом отверстие может разорвать блок из-за гидравлического давления.

Установку производите в следующем порядке:

– установите детали и узлы, которые снимались с головки блока цилиндров;

– Проверяйте, что направляющие втулки установлены в блоке цилиндров;

Новую прокладку головки блока цилиндров извлекайте из упаковки непосредственно перед установкой.



Рисунок - 3.82. Расположение маркировки (1) прокладки

– установите прокладку на направляющие втулки, при этом надпись «top» должна быть направлена к головке, а маркировка 1 (рис. - 3.82 ) прокладки располагаться с задней стороны двигателя;


Рисунок - 3.83. Места нанесения слоя герметика RTV на прокладку головки блока цилиндров

– нанесите на прокладку слой герметика RTV шириной 2,5–3,0 мм в местах, показанных на рисунок - 3.83 .

– установите головку на блок цилиндров, не нарушая положение прокладки;

– нанесите на резьбу и под головки болтов тонкий слой моторного масла, вставьте болты крепления головки блока цилиндров и затяните их от руки;

– в последовательности, показанной на рисунок - 3.84 , в два этапа затяните болты крепления головки блока цилиндров:

– 1-й — затяните моментом 79 Н•м;

– 2-й — доверните на угол 90°.

В дальнейшем не требуется дополнительного подтягивания болтов крепления головки блока цилиндров.

Дальнейшая установка головки блока цилиндров проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.

Проверяйте и, при необходимости, отрегулируйте зазоры клапанов.

Залейте охлаждающую жидкость.

Установите новый масляный фильтр и залейте в двигатель моторное масло.

Пустите двигатель и Проверяйте на отсутствие утечек.