Двигатель
О ремонте двигателя
Замена масла двигателя
Замена приводного ремня
Установка поршня в ВМТ
Снятие крышки ГБЦ
Система изменения фаз газораспределения
Снятие впускного коллектора
Снятие выпускного коллектора
Замена ремня ГРМ (3S-FE)
Замена цепи ГРМ (1AZ-FE)
Замена переднего сальника коленвала
Замена сальника распредвала
Замена распредвала и толкателей (3S-FE)
Замена распредвала и толкателей (1AZ-FE)
Снятие ГБЦ, замена прокладки
Замена ролика гасителя колебаний
Снятие масляного поддона
Замена масляного насоса
Замена маховика
Замена заднего сальника коленвала
Замена опор силового агрегата
Проверка давления масла
Проверка компрессии
Диагностика вакуумметром
Снятие и установка двигателя
Последовательность разборки двигателя
Замена свечей зажигания
Замена воздушного фильтра
Проверка клапана вентиляции картера
Регулировка зазоров клапанов
Топливная система
Сброс давления в топливной системе
Замена топливного фильтра
Проверка давления топливной системы
Замена топливных трубок и шлангов
Замена топливного насоса, датчика топлива, регулятора давления
Снятие топливного бака
Корпус воздушного фильтра
Замена троса акселератора
Система впрыска топлива
Снятие дроссельного узла
Трос дроссельной заслонки
Замена демпфера пульсаций топлива
Снятие топливной рампы, замена форсунок
Система выпуска отработавших газов
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена термостата
Замена вентилятора радиатора
Замена радиатора и расширительного бачка
Замена помпы
Замена датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Термовыключатель вентилятора радиатора
Зажигание
Катушки зажигания
Замена коммутатора
Замена распределителя зажигания
Система снижения токсичности
Система OBD, коды неисправностей
Датчики и исполнительные устройства
ЭБУ
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик давления воздуха
Датчик расхода воздуха
Датчик температуры воздуха
Датчик t° охлаждающей жидкости
Датчик коленвала
Датчик распредвала
Датчик кислорода
Датчики детонации
Датчик скорости автомобиля
Клапан системы холостого хода
Система принудительной вентиляции картера
Система рециркуляции ОГ (EGR)
Система улавливания паров, адсорбер
Каталитический нейтрализатор

Электронная система впрыска топлива

Электро-система впрыска топлива (EFI — Electronic Fuel Injection) состоит из трех подсистем:

– системы подачи воздуха в цилиндры двигателя;

– системы электронного управления;

– топливной системы.

Основным элементом системы является блок управления двигателем, который на основании информации от многих датчиков управляет топливными форсунками, изменяя длину импульса, т.е. отрезок времени, когда открыты форсунки. Это обеспечивает приготовление топливовоздушной смеси, соответствующей требуемым эксплуатационным режимам работы двигателя.

Система подачи воздуха в цилиндры двигателя состоит из воздушного фильтра, патрубков, дроссельного узла, системы контроля режима холостого хода и впускного коллектора. На моделях до 2001 года выпуска впускной коллектор и распределительная камера подаваемого воздуха представляют собой один узел.

На моделях с 2001 года выпуска устанавливается специально разработанный впускной коллектор с регулировкой пропускной способности.

Дроссельный узел представляет собой трубу с регулировкой потока воздуха, проходящего через нее, и служит только для того, чтобы управлять количеством воздуха, подаваемого в цилиндры двигателя.

Нижняя часть дроссельного узла подогревается охлаждающей жидкостью, для того чтобы исключить его обледенение в зимнее время.

Регулировочный винт расположен в верхней части дроссельного узла. Датчик положения дроссельной заслонки соединен с осью дроссельной заслонки.

При работе двигателя на частоте вращения холостого хода соотношения воздуха и топлива регулируется системой управления, которая состоит из блока управления двигателя (PCM), клапана системы управления частотой вращения холостого хода (IAC) и других датчиков (ECT, IAT, TPS, MAP, MAF), работающих совместно с электронной системой впрыска топлива. Клапан системы управления частотой вращения холостого хода (IAC) активизируется в зависимости от условий работы двигателя (включение системы кондиционирования воздуха, работа усилителя рулевого управления, температура наружного воздуха). Этот клапан регулирует количество воздуха, подаваемого в цилиндры двигателя в обход дроссельной заслонки. Благодаря этому, при прогреве двигателя, даже при закрытой дроссельной заслонке, воздух поступает в цилиндры двигателя, регулируя частоту вращения холостого хода. Впускной коллектор также уменьшает пульсации воздушного потока.

Система электронного управления управляет впрыском топлива, опережением зажигания, диагностической системой и другими системами.

Топливная система состоит из следующих компонентов:

– топливного насоса;

– регулятора давления топлива;

– топливного фильтра;

– топливопроводов;

– распределительной топливной магистрали;

– форсунок.

На моделях до 2001 года установлены 2 топливных фильтра: основной — с левой стороны моторного отсека, а дополнительный — в блоке топливного насоса/датчика уровня топлива.

На моделях с 2001 года установлен 1 топливный фильтр в блоке топливного насоса/датчика уровня топлива.

Форсунки дозируют и распыляют топливо. При подаче напряжения на обмотку соленоида игла поднимается, пропуская топливо. Количество топлива определяется длительностью импульса, в течение которого открыта форсунка.

Главное реле топливного насоса расположено в блоке реле/предохранителей в моторном отсеке и управляется по двум электрическим цепям. По первой цепи управление осуществляется от блока управления двигателем, а по второй — от замка зажигания. Если после включения зажигания не осуществляется Запуск мотора, блок PCM отключит реле топливного насоса через 2 с. В дальнейшем, при запуске двигателя, после первого импульса от датчика положения распределительного вала реле включает топливный насос.

Проверка системы впрыска

При проверке электронной системы впрыска топлива действуйте следующим образом:

Проверяйте надежность подсоединения электрических разъемов. Нарушение электрического соединения в разъеме приводит сбоям в работе электронной системы впрыска топлива.

Проверяйте состояние и степень заряженности аккумуляторной батареи, потому что блок управления двигателем и датчики не могут работать соответствующим образом при низком напряжении питания.

Проверяйте состояние фильтрующего элемента воздушного фильтра. При его загрязнении уменьшается количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, в результате чего уменьшится мощность двигателя и увеличится расход топлива.

Проверяйте работу топливного насоса. Если топливный насос не работает, Проверяйте исправность предохранителя в цепи питания топливного насоса. Если предохранитель исправен, а топливный насос не работает, Проверяйте цепь питания топливного насоса.

Проверяйте вакуумные шланги, соединенные с впускным коллектором на отсутствие повреждений, дефектов и ненадежность их подсоединения.

Снимите патрубок воздухозаборника с дроссельного узла и Проверяйте состояние внутри дроссельного узла на отсутствие отложений сажи и других загрязнений, особенно вокруг дроссельной заслонки. При наличии загрязнений Проверяйте системы принудительной вентиляции картера (PCV) и рециркуляции отработавших газов (EGR)

При работе двигателя стетоскопом, поочередно приставленным к каждой форсунке, Проверяйте их работоспособность. Если слышны щелчки, значит, электрические цепи управления форсунками исправны, однако необходимо иметь в виду, что внутренние загрязнения могут нарушить работу форсунок. В этом случае прочистите или замените форсунки.

В случае если щелчки, издаваемые при работе форсунки не слышны, отсоедините электрический разъем и измерьте сопротивление форсунки. Если сопротивление форсунки отличается от требуемого, замените ее.

Если форсунка не работает, но ее сопротивление находится в пределах нормы, Проверяйте исправность блока управления двигателем и электрическую цепь питания форсунки.

Диагностика электронной системы впрыска топлива Toyota TCCS с динамическим зажиганием

Процедуры диагностики и тесты, приведенные ниже, относятся только к автомобилям Toyota RAV4, оснащенным системой впрыска Toyota TCCS с динамическим зажиганием.

Электрические характеристики элементов данной электронной системы впрыска топлива и системы зажигания были получены с помощью универсального измерительного прибора, к которому были интегрированы специфические автомобильные функции, такие как датчик частоты вращения, время впрыска топлива, датчик кислорода и т.д.

Перед проведением диагностики обязательно Проверяйте:

– систему пуска двигателя (аккумуляторную батарею, стартер и провода);

– качество и наличие топлива в топливном баке;

– систему рециркуляции отработавших газов;

– систему питания воздухом (герметичность патрубков, прокладок и различных соединительных деталей), воздушный фильтр и термостат в корпусе фильтра;

– трос акселератора на отсутствие замедленного возврата в исходное положение и полноту открытия дроссельной заслонки;

– систему вентиляции картерных газов;

– герметичность топливной системы;

– компрессию и состояние двигателя;

– свечи зажигания;

– предохранитель электронной системы впрыска топлива и системы зажигания.

Процедура диагностики должна начинаться с анализа неисправностей (симптомов)


Рисунок - 5.23. Расположение и нумерация контактов разъемов блока управления: А — с механической коробкой передач; В — с автоматической коробкой передач

Контакты электрических разъемов обозначаются цифрой с буквой, например, контакт 1А — контакт №1 электрического разъема А (рис. - 5.23 )

Проверка электрического питания электронной системы впрыска

Все тесты проверки электрического питания электронной системы впрыска топлива и системы зажигания должны выполняться при подсоединенных разъемах, за исключением разъема блока управления двигателем. Тесты проверки приведены в таблица - 5.2.

Проверка электрического cопротивления датчиков

Все тесты проверки электрического сопротивления датчиков должны выполняться на разъемах блока управления двигателем. Тесты приведены в таблица - 5.3.

Проверка электрического питания датчиков

Все тесты проверки электрического питания датчиков должны проводиться на разъеме блока управления двигателем. Тесты приведены в таблица - 5.4.

Проверка элементов системы подачи топлива

Проверка элементов системы подачи топлива приведена в таблица - 5.5

Проверка общего электрического питания электронной системы впрыска топлива

Все тесты проверки общего электрического питания электронной системы впрыска топлива должны выполняться при подсоединенных разъемах, за исключением разъема блока управления двигателем. Тесты приведены в таблица - 5.6.