Тормозная система
АБС (устройство)
Замена модуля и датчиков ABS
Замена тормозной жидкости
Замена передних тормозных колодок
Снятие переднего тормозного суппорта
Проверка и замена тормозного диска
Замена задних тормозных колодок
Замена заднего тормозного цилиндра
Замена главного тормозного цилиндра
Снятие бачка ГТЦ, замена прокладок
Замена тормозных шлангов
Прокачка тормозов
Замена вакуумного усилителя
Замена тросов стояночного тормоза
Регулировка стояночного тормоза
Регулировка педали тормоза
Замена выключателя стоп сигнала

Тормозная система

По своему назначению и выполняемым функциям тормозная система включает в себя рабочую, запасную, стояночную и аварийную системы. Рабочая тормозная система обеспечивает регулирование скорости автомобиля и его остановку с необходимой эффективностью. Запасная система служит для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы. Стояночная система служит для удержания автомобиля неподвижно на дороге. Ей в основном пользуются для удержания стоящего автомобиля, но можно применять и в качестве аварийной при выходе из строя рабочей тормозной системы.

Автомобиль оборудован рабочей тормозной системой с гидравлическим приводом с усилителем и с диагональным разделением контуров, что значительно повышает безопасность управления автомобилем. При отказе одного из контуров в качестве запасной тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.

В тормозной системе автомобиля используются дисковые тормозные механизмы на передних колесах и барабанные — на задних колесах.

Бачок с тормозной жидкостью, находящийся в моторном отсеке над главным тормозным цилиндром, снабжает тормозную систему и гидропривод выключения сцепления тормозной жидкостью. Вакуумный усилитель тормозов увеличивает усилие, приложенное к педали тормоза, облегчая тем самым управление автомобилем.

Ручной (стояночный) тормоз воздействует на задние колеса через тросовый привод.

Во время технического обслуживания любой части системы работайте осторожно и методично: соблюдайте чистоту во время ремонта любой части тормозной системы. Всегда заменяйте детали, если вы сомневаетесь в их состоянии, и используйте только оригинальные комплектующие или, по крайней мере, те, в качестве которых вы уверены.

Технические характеристики тормозной системы

Таблица 11.1

Привод тормозов
Тип тормозной жидкости DOT3
Регулировка стояночного тормоза, щелчков 6-8
Высота установки педали тормоза, мм на моделях до 2001 года 157-167
на моделях с 2001 года 170-180
Свободный ход педали тормоза, мм 1,2-6,4
Запас хода педали тормоза, мм на моделях до 2001 года 75
на моделях с 2001 года 118
Зазор выключателя стоп-сигнала, мм 0,5-2,4
Зазор между толкателем вакуумного усилителя тормозов и поршнем главного тормозного цилиндра, мм 0
Диаметр главного тормозного цилиндра, мм 22,22
Диаметр вакуумного усилителя тормозов, мм 254
Дисковые тормозные механизмы передних колес
Тип Teves
Диаметр тормозного диска, мм 301,7
Поверхность трения тормозных колодок, см2 48
Минимальная допустимая толщина накладки тормозной колодки, мм 4,7
Минимальная допустимая толщина тормозного диска, мм указывается на тормозном диске
Минимальное допустимое осевое биение тормозного диска, мм 0,05
Барабанные тормозные механизмы задних колес
Минимальная допустимая толщина накладки тормозной колодки барабанного тормоза, мм 1,6
Поверхность трения тормозных колодок, см2 88
Номинальный диаметр тормозного барабана, мм 228,6
Максимальный допустимый диаметр тормозного барабана, мм 230,6 (указывается на тормозном барабане)

тоже на картинке
регулировочные и справочные данные для тормозной системы

Таблица 2.8

Минимальная толщина тормозной накладки дискового тормоза, мм 4,7
Минимальная толщина тормозной накладки барабанного тормоза, мм 1,6
Регулировка стояночного тормоза, количество щелчков 6-8

Проверка тормозной системы

Рекомендуемая периодичность: каждые 24 000 км пробега или 12 месяцев.


< При работе тормозных колодок образуется тормозная пыль, которая содержит асбест, вредный для здоровья, поэтому при очистке тормозных колодок не пользуйтесь сжатым воздухом и не вдыхайте пыль.

Для очистки тормозных механизмов используйте только специальный очиститель тормозов.


В дополнение к установленным интервалам необходимо проверять тормоза при каждом снятии колеса или при подозрении на наличие дефектов.

Основными признаками неисправностей тормозов являются:

– увод автомобиля в одну сторону при интенсивном торможении;

– увеличенный тормозной путь;

– сильный визжащий звук при торможении;

– утечки тормозной жидкости, обычно на внутреннюю часть шины или колеса.