Двигатель
О ремонте двигателя
Замена масла двигателя
Замена приводного ремня
Установка поршня в ВМТ
Снятие крышки ГБЦ
Система изменения фаз газораспределения
Снятие впускного коллектора
Снятие выпускного коллектора
Замена ремня ГРМ (3S-FE)
Замена цепи ГРМ (1AZ-FE)
Замена переднего сальника коленвала
Замена сальника распредвала
Замена распредвала и толкателей (3S-FE)
Замена распредвала и толкателей (1AZ-FE)
Снятие ГБЦ, замена прокладки
Замена ролика гасителя колебаний
Снятие масляного поддона
Замена масляного насоса
Замена маховика
Замена заднего сальника коленвала
Замена опор силового агрегата
Проверка давления масла
Проверка компрессии
Диагностика вакуумметром
Снятие и установка двигателя
Последовательность разборки двигателя
Замена свечей зажигания
Замена воздушного фильтра
Проверка клапана вентиляции картера
Регулировка зазоров клапанов
Топливная система
Сброс давления в топливной системе
Замена топливного фильтра
Проверка давления топливной системы
Замена топливных трубок и шлангов
Замена топливного насоса, датчика топлива, регулятора давления
Снятие топливного бака
Корпус воздушного фильтра
Замена троса акселератора
Система впрыска топлива
Снятие дроссельного узла
Трос дроссельной заслонки
Замена демпфера пульсаций топлива
Снятие топливной рампы, замена форсунок
Система выпуска отработавших газов
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена термостата
Замена вентилятора радиатора
Замена радиатора и расширительного бачка
Замена помпы
Замена датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Термовыключатель вентилятора радиатора
Зажигание
Катушки зажигания
Замена коммутатора
Замена распределителя зажигания
Система снижения токсичности
Система OBD, коды неисправностей
Датчики и исполнительные устройства
ЭБУ
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик давления воздуха
Датчик расхода воздуха
Датчик температуры воздуха
Датчик t° охлаждающей жидкости
Датчик коленвала
Датчик распредвала
Датчик кислорода
Датчики детонации
Датчик скорости автомобиля
Клапан системы холостого хода
Система принудительной вентиляции картера
Система рециркуляции ОГ (EGR)
Система улавливания паров, адсорбер
Каталитический нейтрализатор

Распределительные валы и толкатели клапанов - снятие и установка (двигатель 1AZ-FE)

Снятие

Осевой люфт распределительных валов проверяйте перед их снятием.

Снятие производите в следующем порядке:

– выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи;

– снимите крышку головки блока цилиндров;


Рисунок - 3.52. Совмещение метки на гасителе колебаний со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи

.


Рисунок - 3.55. Совмещение меток на звездочках распределительных валов с метками на крышках подшипников распределительных валов (на распределительном валу впускных клапанов виден узел шкива/ привода системы VVT)

– установите поршень первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия, при этом метка на гасителе колебаний должна быть совмещена со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи (см рисунок - 3.52 ), а метки на звездочках распределительных валов должны быть совмещены с метками на крышках подшипников распределительных валов (рис. - 3.55 );


Рисунок - 3.70. Места нанесения установочных меток на цепь, напротив меток на звездочках распределительных валов

– краской нанесите на цепь установочные метки, расположенные напротив меток на звездочках распределительных валов (рис. - 3.70 );

На звездочках распределительных валов имеются по две метки. Одни метки предназначены для установки распределительных валов в ВМТ поршня первого цилиндра, а другие для совмещения с цветными метками цепи.



Рисунок - 3.61. Использование ключей для удержания распределительного вала от проворачивания и отворачивания болта крепления звездочки

– удерживая гаечным ключом, распределительный вал от проворачивания за шестигранник, выверните на несколько оборотов болт крепления звездочки к распределительному валу (рис. - 3.61 );


Рисунок - 3.56. Расположение болтов крепления механизма натяжения цепи

– снимите механизм натяжения цепи и датчик угла поворота коленчатого вала с передней крышки цепи (рис. - 3.56 );


Рисунок - 3.57. Расположение гаек крепления натяжителя цепи

– выверните гайки и снимите натяжитель цепи с задней стороны крышки (рис. - 3.57 );

– выверните болты крепления звездочек к распределительным валам. Снимите цепь со звездочек распределительных валов и снимите звездочки;

– Проверяйте осевой зазор распределительных валов. Установите на блоке цилиндров двигателя кронштейн с индикатором часового типа таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в торец распределительного вала;

– переместите распределительный вал вдоль оси в одну сторону до упора и установите индикатор на 0. Переместите распределительный вал вдоль оси в другую сторону до упора и зафиксируйте значение на индикаторе. Если величина зазора распределительного вала впускных клапанов превышает допустимую величину, Проверяйте состояние подшипника №1 распределительного вала. Если рабочая поверхность подшипника изношена, замените подшипник. Если величина зазора распределительного вала выпускных клапанов превышает допустимую величину, необходимо заменить распределительный вал и/ или головку блока цилиндров;

– Проверяйте, находится ли клапан системы изменения фаз газораспределения (VVT) на задней части распределительного вала впускных клапанов;

– после снятия звездочек вытяните, на сколько возможно, цепь, и мягкой проволокой закрепите ее на перегородке моторного отсека. Это исключит падение цепи в двигатель при выполнении следующих операций. Также заложите чистую ветошь сверху в крышку цепи;

– Проверяйте наличие меток на крышках подшипников распределительных валов. Крышки пронумерованы цифрами от 1 до 5 и буквами I и Е. Буква I (Intake) указывает, что крышка устанавливается на распределительный вал впускных клапанов, а Е (Exhaust) – выпускных клапанов. Также на крышках имеются стрелки, которые при установке крышек должны быть направлены к цепи;


Рисунок - 3.75. Последовательность затягивания болтов крепления крышек подшипников распределительных валов

– в последовательности, обратной затягиванию, постепенно ослабьте, а затем за несколько проходов выверните полностью болты крепления крышек подшипников распределительных валов (рис. - 3.75 );

– снимите крышки подшипников и распределительные валы с головки блока цилиндров. Отметьте положение распределительных валов, так как при установке они должны находиться в тех же положениях;

– протрите от масла и промаркируйте толкатели, намагниченным инструментом снимите их с головки блока цилиндров и расположите таким образом, чтобы при установке они установились на свои места.

Проверка

Визуально исследуйте кулачки и шейки подшипников распределительных валов на отсутствие выработки, следов коррозии, наволакивания металла и цветов побежалости, свидетельствующих о местном перегреве.

Проверяйте состояние зубьев на звездочках. Зубья на звездочке имеют симметричную форму и в случае выработки с одной стороны зубьев звездочки необходимо заменить вместе с цепью.

Проверяйте состоянием подшипников распределительных валов в головке блока цилиндров на отсутствие следов коррозии, царапин и износа.


Рисунок - 3.71. Расположение подшипника №1 распределительного вала впускных клапанов и места (1) на которых нанесена маркировка

Если рабочие поверхности подшипника №1 распределительного вала впускных клапанов повреждены, замените его в соответствии с данными, приведенными в таблице 3.28 (рис. - 3.71 );

Таблица 3.28
Выбор подшипника №1 распределительного вала впускных клапанов

Метка Диаметр гнезда в головке блока цилиндров для установки подшипника, мм
Метка 1 40,000-40,008
Метка 2 40,009-40,017
Метка 3 40,018-40,025

Микрометром измерьте диаметр каждой шейки подшипников распределительного вала и запишите значения. Шейки измеряйте в нескольких точках, как по диаметру, так и по длине, это позволит выявить овальность и конусность при их наличии. Номинальное значение диаметра шеек подшипников распределительного вала: подшипника №1–35,971–35,985;остальных – 22,959–22,975 мм. Если диаметр любой шейки меньше номинального значения, замените распределительный вал.

Установите крышки подшипников распределительных валов на головку блока цилиндров и закрепите болтами. Измерьте внутренний диаметр каждого соответствующего подшипника распределительного вала и запишите значения. Для определения радиального зазора вычтите из диаметра подшипника диаметр соответствующей шейки распределительного вала. Сравните величину зазора с техническими данными. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените распределительный вал и/ или головку блока цилиндров.

Микрометром измерьте высоту кулачков распределительного вала. Сравните высоту кулачков с техническими данными. Если высота кулачков меньше предельно допустимого значения, замените распределительный вал.

Измерьте радиальное биение распределительного вала. Установите распределительный вал в головку блока цилиндров. Установите на головке блока цилиндров кронштейн с индикатором часового типа таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в среднюю шейку распределительного вала, и установите индикатор на 0. Медленно поверните распределительный вал и отметьте изменение показаний индикатора.

Переместите распределительный вал вдоль оси в другую сторону до упора и зафиксируйте значение на индикаторе. Предельно допустимое значение радиального биения 0,03 мм. Если радиальное биение больше предельно допустимого значения, замените распределительный вал.

Проверяйте каждый толкатель на отсутствие износа и задиров.

Измерьте наружный диаметр каждого толкателя, и соответствующие гнезда толкателей. Для определения зазора вычтите диаметр толкателя от диаметра гнезда. Номинальное значение зазора 0,033–0,059 мм, предельно допустимое значение – 0,079 мм. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените толкатели.

Установка

Установку производите в следующем порядке:


Рисунок - 3.72. Установка подшипника №1 распределительного вала впускных клапанов в головку блока цилиндров


Рисунок - 3.73. Установка подшипника №1 распределительного вала впускных клапанов в крышку подшипника

– если снимался подшипника №1 распределительного вала впускных клапанов, установите его в головку блока цилиндров (рис. - 3.72 ) и крышку подшипника (рис. - 3.73 );

– смажьте моторным маслом толкатели и установите их на места, в которых они находились перед снятием;

– смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительного вала;


Рисунок - 3.74. Установка кулачков первого цилиндра

– установите распределительные валы так, чтобы кулачки валов первого цилиндра были направлены в разные стороны друг от друга, под углом 30° вверх от горизонтальной плоскости (рис. - 3.74 ), а установочные штифты были направлены вверх;

– установите крышки подшипников распределительных валов и закрепите их болтами, затянув их от руки на этом этапе;

– в последовательности, показанной на рисунке 3.75 , поворачивая за один проход на 1/4 оборота, вверните болты крепления крышек и затяните их моментами, приведенными в технических данных;

– совместите зубья звездочки распределительных валов со звеньями цепи, совместив метки, нанесенные перед снятием, и установите звездочки на распределительные валы, так чтобы штифты валов вошли в отверстия с обратной стороны звездочек;

– Проверяйте, что поршень первого цилиндра установлен в ВМТ в такте сжатия, при этом метка на гасителе колебаний должна быть совмещена со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи (рис. - 3.52 ), а метки на звездочках распределительных валов должны быть совмещены с метками на крышках подшипников (рис. - 3.55 ). Убедитесь, что установочные метки на цепи перед снятием, расположены напротив меток на звездочках распределительных валов (рис. - 3.70 );

– по очереди, удерживая гаечным ключом, распределительный вал от проворачивания за шестигранник, вверните болты крепления звездочек к распределительным валам (рис. - 3.61 );

– установите натяжитель цепи.

Дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной снятию.