Двигатель
О ремонте двигателя
Замена масла двигателя
Замена приводного ремня
Установка поршня в ВМТ
Снятие крышки ГБЦ
Система изменения фаз газораспределения
Снятие впускного коллектора
Снятие выпускного коллектора
Замена ремня ГРМ (3S-FE)
Замена цепи ГРМ (1AZ-FE)
Замена переднего сальника коленвала
Замена сальника распредвала
Замена распредвала и толкателей (3S-FE)
Замена распредвала и толкателей (1AZ-FE)
Снятие ГБЦ, замена прокладки
Замена ролика гасителя колебаний
Снятие масляного поддона
Замена масляного насоса
Замена маховика
Замена заднего сальника коленвала
Замена опор силового агрегата
Проверка давления масла
Проверка компрессии
Диагностика вакуумметром
Снятие и установка двигателя
Последовательность разборки двигателя
Замена свечей зажигания
Замена воздушного фильтра
Проверка клапана вентиляции картера
Регулировка зазоров клапанов
Топливная система
Сброс давления в топливной системе
Замена топливного фильтра
Проверка давления топливной системы
Замена топливных трубок и шлангов
Замена топливного насоса, датчика топлива, регулятора давления
Снятие топливного бака
Корпус воздушного фильтра
Замена троса акселератора
Система впрыска топлива
Снятие дроссельного узла
Трос дроссельной заслонки
Замена демпфера пульсаций топлива
Снятие топливной рампы, замена форсунок
Система выпуска отработавших газов
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена термостата
Замена вентилятора радиатора
Замена радиатора и расширительного бачка
Замена помпы
Замена датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Термовыключатель вентилятора радиатора
Зажигание
Катушки зажигания
Замена коммутатора
Замена распределителя зажигания
Система снижения токсичности
Система OBD, коды неисправностей
Датчики и исполнительные устройства
ЭБУ
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик давления воздуха
Датчик расхода воздуха
Датчик температуры воздуха
Датчик t° охлаждающей жидкости
Датчик коленвала
Датчик распредвала
Датчик кислорода
Датчики детонации
Датчик скорости автомобиля
Клапан системы холостого хода
Система принудительной вентиляции картера
Система рециркуляции ОГ (EGR)
Система улавливания паров, адсорбер
Каталитический нейтрализатор

Масляный насос - снятие, проверка и установка

ДВИГАТЕЛЬ 3S-FE

Снятие

Снятие производите в следующем порядке:

– снимите масляный поддон;


Рисунок - 3.39. Расположение болтов и гаек крепления маслоприемника с отражательной пластиной и сетчатым фильтром

– выверните 2 гайки и 2 болта (рис. - 3.39 ) и снимите маслоприемник с отражательной пластиной и сетчатым фильтром;

– поддержите двигатель сверху и снимите направляющий ролик, шкив поликлинового ремня с коленчатого вала, зубчатый ремень и шкив зубчатого ремня;


Рисунок - 3.40. Расположение болтов крепления передней крышки с корпусом масляного насоса

– выверните 12 болтов (рис. - 3.40 ) и снимите с блока цилиндров переднюю крышку с корпусом масляного насоса;


Рисунок - 3.41. Расположение болтов (1) крепления крышки к корпусу масляного насоса


Рисунок - 3.42. Масляный насос: 1 – шкив; 2 – крышка; 3 – ведущая шестерня; 4 – уплотнительная прокладка круглого сечения; 5 – ведомая шестерня; 6 – передняя крышка с корпусом масляного насоса; 7 – прокладка; 8 – поршень редукционного клапана; 9 – пружина; 10 – седло пружины; 11 – стопорное кольцо

– выверните два болта 1 (рис. - 3.41 ) и снимите крышку с корпуса масляного насоса. Снимите ведомую шестерню 5 (рис. - 3.42 ) масляного насоса и уплотнительную прокладку 4 круглого сечения;


Рисунок - 3.43. Отворачивание гайки крепления шкива масляного насоса

– закрепите шкив масляного насоса в тисках с мягкими губками и выверните гайку крепления шкива (рис. - 3.43 ). Снимите вал масляного насоса с ведущей шестерней;

– твердым пластиковым или деревянным скребком очистите от остатков старой прокладки и герметика привалочные поверхности корпуса масляного насоса и крышки;

– снимите стопорное кольцо крепления редукционного клапана, седло пружины, пружину и поршень редукционного клапана.

Проверка

Очистите все детали масляного насоса и осмотрите их на отсутствие повреждений.

Осмотрите поршень редукционного клапана на отсутствие износа и задиров. В противном случае замените в комплекте поршень редукционного клапана и пружину.

Лезвием щупа Проверяйте зазор между ведомой шестерней насоса и корпусом. Номинальное значение зазора 0,10–0,16 мм, предельно допустимое значение – 0,20 мм. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените ведомую и ведущую шестерни масляного насоса в комплекте и корпус масляного насоса.


Рисунок - 3.44. Измерение зазора между ведомой и ведущей шестерней масляного насоса

Лезвием щупа Проверяйте зазор между ведомой и ведущей шестерней насоса (рис. - 3.44 ). Номинальное значение зазора 0,04–0,16 мм, предельно допустимое значение – 0,20 мм. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените ведомую и ведущую шестерни масляного насоса в комплекте.

Установка

Установку производите в следующем порядке:

– лезвием отвертки извлеките старое и установите новое уплотнительное кольцо в крышке масляного насоса. Смажьте рабочую кромку уплотнительного кольца свежим моторным маслом;

– аналогичным образом замените уплотнительное кольцо в корпусе масляного насоса. Смажьте рабочую кромку уплотнительного кольца свежим моторным маслом;

– установите новую уплотнительную прокладку круглого сечения в корпус масляного насоса;

– смажьте свежим моторным маслом ведомую шестерню масляного насоса и установите ее в корпус таким образом, чтобы метка на шестерне располагалась со стороны крышки масляного насоса;

– смажьте свежим моторным маслом подшипник и вал ведущей шестерни и установите вал в корпус. Установите на вал шкив и закрепите его гайкой, затянув ее моментом 24 Н•м;

– установите крышку масляного насоса и закрепите ее двумя болтами длиной 16 мм, затянув их моментом 9 Н•м;

– смажьте свежим моторным маслом поршень редукционного клапана и установите все детали клапана в корпус масляного насоса;

– Проверяйте, что направляющие втулки установлены в блоке цилиндров.

– установите прокладку на направляющие втулки;

– установите корпус масляного насоса и закрепите болтами, затянув их за несколько проходов моментом 9 Н•м;

– установите с новой прокладкой или уплотнительным кольцом маслоприемник с отражательной пластиной и сетчатым фильтром и закрепите болтами и гайками, затянув их моментом 5,5 Н•м (рис. - 3.39 )

Дальнейшая установка проводите в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.

Залейте в двигатель моторное масло.

Пустите двигатель и Проверяйте давление масла и отсутствие утечек.

Проверяйте уровень моторного масла.

ДВИГАТЕЛЬ 1AZ-FE

Снятие

Снятие производите в следующем порядке:

– снимите цепь привода газораспределительного механизма и звездочку с коленчатого вала;


Рисунок - 3.90. Установка шпонки коленчатого вала в левое горизонтальное положение (А) после поворота коленчатого вал двигателя на 90° против часовой стрелки и расположение болта (В) крепления натяжителя цепи привода масляного насоса

– поверните коленчатый вал двигателя на 90° против часовой стрелки (от ВМТ) и установите шпонку А (рис. - 3.90 ) коленчатого вала в левое горизонтальное положение, затем выверните болт В и снимите натяжитель цепи привода масляного насоса;


Рисунок - 3.91. Снятие звездочки с цепью привода масляного насоса с коленчатого вала

– снимите звездочку с цепью привода масляного насоса с коленчатого вала (рис. - 3.91 );


Рисунок - 3.92. Расположение болтов крепления масляного насоса

– выверните 3 болта крепления масляного насоса к блоку цилиндров (рис. - 3.92 ). Отверткой отделите масляный насос от блока цилиндров.

Установка

Твердым пластиковым или деревянным скребком очистите от остатков старого герметика привалочные поверхности масляного насоса и блока цилиндров и очистите их растворителем.

Проверяйте масляный насос на отсутствие повреждений.


Рисунок - 3.62. Измерение расстояния между звеньями цепи: Х = 122,6 мм для цепи привода газораспределительного механизма между 16 роликами или 8 звеньями цепи; Х = 52,4 мм для цепи привода масляного насоса между 8 роликами или 4 звеньями цепи

Проверяйте звенья цепи на отсутствие трещин, износа роликов и боковых пластин. Проверяйте состояние зубьев звездочек, которые должны быть симметричными. Натяните цепь и измерьте расстояние между 8 роликами или 4 звеньями цепи, которое должно быть равно 52,4 мм (рис. - 3.62 ). Проведите эту проверку на нескольких участках цепи. Если цепь удлинилась, замените в комплекте цепь и звездочки.


Рисунок - 3.63. Измерение диаметра звездочки по роликам цепи

Оберните каждую звездочку цепью и измерьте диаметр звездочки по роликам цепи (рис. - 3.63 ). Если полученный размер превышает минимальный диаметр цепи, замените в комплекте цепь и звездочки.


Рисунок - 3.93. Места измерения глубины выемок на направляющей цепи привода масляного насоса: Х = не более 0,5 мм


Рисунок - 3.94. Расположение смазочного отверстия направляющей цепи

Проверяйте направляющую цепи на отсутствие чрезмерного износа. Имейте в виду, что незначительный износ направляющей — это нормальное явление. Глубина выемок на направляющей цепи должна быть не более 0,5 мм (рис. - 3.93 ). При наличии чрезмерного износа Проверяйте смазочное отверстие направляющей цепи на передней стороне блока цилиндров на отсутствие загрязнений и засорения (рис. - 3.94 ). Если отверстие заблокировано, то резко увеличится износ цепей привода газораспределительного механизма и масляного насоса.

Установку производите в следующем порядке:

– заполните масляный насос маслом, для чего налейте небольшое количество чистого моторного масла во входное отверстие насоса и проверните вал привода насоса;

– установите масляный насос с новой прокладкой на блок цилиндров и закрепите болтами, затянув их крест-накрест моментом 19 Н•м;


Рисунок - 3.95. Совмещение цветных меток на цепи с метками на звездочках

– убедитесь, что коленчатый вал повернут на 90° против часовой стрелки, шпонка коленчатого вала установлена в левое горизонтальное положение и звездочка привода масляного насоса повернутой меткой вверх. Установите цепь привода масляного насоса на звездочки так, чтобы цветные метки на цепи совместились с метками на звездочках (рис. - 3.95 );

– вверните и затяните болт крепления звездочки масляного насоса моментом 30 Н•м;

– установите натяжитель цепи и закрепите его болтом, затянув болт моментом 12 Н•м.

Дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.

Проверяйте и, при необходимости, доведите уровень масла до нормы.

Пустите двигатель и Проверяйте давление и отсутствие утечек масла.