Масляный насос - снятие, проверка и установка
ДВИГАТЕЛЬ 3S-FE
Снятие
Снятие производите в следующем порядке:
– снимите масляный поддон;
Рисунок - 3.39. Расположение болтов и гаек крепления маслоприемника с отражательной пластиной и сетчатым фильтром
– выверните 2 гайки и 2 болта (рис. - 3.39 ) и снимите маслоприемник с отражательной пластиной и сетчатым фильтром;
– поддержите двигатель сверху и снимите направляющий ролик, шкив поликлинового ремня с коленчатого вала, зубчатый ремень и шкив зубчатого ремня;
Рисунок - 3.40. Расположение болтов крепления передней крышки с корпусом масляного насоса
– выверните 12 болтов (рис. - 3.40
) и снимите с блока цилиндров переднюю крышку с корпусом масляного насоса;
Рисунок - 3.41. Расположение болтов (1) крепления крышки к корпусу масляного насоса
Рисунок - 3.42. Масляный насос: 1 – шкив; 2 – крышка; 3 – ведущая шестерня; 4 – уплотнительная прокладка круглого сечения; 5 – ведомая шестерня; 6 – передняя крышка с корпусом масляного насоса; 7 – прокладка; 8 – поршень редукционного клапана; 9 – пружина; 10 – седло пружины; 11 – стопорное кольцо
– выверните два болта 1 (рис. - 3.41
) и снимите крышку с корпуса масляного насоса. Снимите ведомую шестерню 5 (рис. - 3.42
) масляного насоса и уплотнительную прокладку 4 круглого сечения;
Рисунок - 3.43. Отворачивание гайки крепления шкива масляного насоса
– закрепите шкив масляного насоса в тисках с мягкими губками и выверните гайку крепления шкива (рис. - 3.43 ). Снимите вал масляного насоса с ведущей шестерней;
– твердым пластиковым или деревянным скребком очистите от остатков старой прокладки и герметика привалочные поверхности корпуса масляного насоса и крышки;
– снимите стопорное кольцо крепления редукционного клапана, седло пружины, пружину и поршень редукционного клапана.
Проверка
Очистите все детали масляного насоса и осмотрите их на отсутствие повреждений.
Осмотрите поршень редукционного клапана на отсутствие износа и задиров. В противном случае замените в комплекте поршень редукционного клапана и пружину.
Лезвием щупа Проверяйте зазор между ведомой шестерней насоса и корпусом. Номинальное значение зазора 0,10–0,16 мм, предельно допустимое значение – 0,20 мм. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените ведомую и ведущую шестерни масляного насоса в комплекте и корпус масляного насоса.
Рисунок - 3.44. Измерение зазора между ведомой и ведущей шестерней масляного насоса
Лезвием щупа Проверяйте зазор между ведомой и ведущей шестерней насоса (рис. - 3.44 ). Номинальное значение зазора 0,04–0,16 мм, предельно допустимое значение – 0,20 мм. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените ведомую и ведущую шестерни масляного насоса в комплекте.
Установка
Установку производите в следующем порядке:
– лезвием отвертки извлеките старое и установите новое уплотнительное кольцо в крышке масляного насоса. Смажьте рабочую кромку уплотнительного кольца свежим моторным маслом;
– аналогичным образом замените уплотнительное кольцо в корпусе масляного насоса. Смажьте рабочую кромку уплотнительного кольца свежим моторным маслом;
– установите новую уплотнительную прокладку круглого сечения в корпус масляного насоса;
– смажьте свежим моторным маслом ведомую шестерню масляного насоса и установите ее в корпус таким образом, чтобы метка на шестерне располагалась со стороны крышки масляного насоса;
– смажьте свежим моторным маслом подшипник и вал ведущей шестерни и установите вал в корпус. Установите на вал шкив и закрепите его гайкой, затянув ее моментом 24 Н•м;
– установите крышку масляного насоса и закрепите ее двумя болтами длиной 16 мм, затянув их моментом 9 Н•м;
– смажьте свежим моторным маслом поршень редукционного клапана и установите все детали клапана в корпус масляного насоса;
– Проверяйте, что направляющие втулки установлены в блоке цилиндров.
– установите прокладку на направляющие втулки;
– установите корпус масляного насоса и закрепите болтами, затянув их за несколько проходов моментом 9 Н•м;
– установите с новой прокладкой или уплотнительным кольцом маслоприемник с отражательной пластиной и сетчатым фильтром и закрепите болтами и гайками, затянув их моментом 5,5 Н•м (рис. - 3.39 )
Дальнейшая установка проводите в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Залейте в двигатель моторное масло.
Пустите двигатель и Проверяйте давление масла и отсутствие утечек.
Проверяйте уровень моторного масла.
ДВИГАТЕЛЬ 1AZ-FE
Снятие
Снятие производите в следующем порядке:
– снимите цепь привода газораспределительного механизма и звездочку с коленчатого вала;
Рисунок - 3.90. Установка шпонки коленчатого вала в левое горизонтальное положение (А) после поворота коленчатого вал двигателя на 90° против часовой стрелки и расположение болта (В) крепления натяжителя цепи привода масляного насоса
– поверните коленчатый вал двигателя на 90° против часовой стрелки (от ВМТ) и установите шпонку А (рис. - 3.90
) коленчатого вала в левое горизонтальное положение, затем выверните болт В и снимите натяжитель цепи привода масляного насоса;
Рисунок - 3.91. Снятие звездочки с цепью привода масляного насоса с коленчатого вала
– снимите звездочку с цепью привода масляного насоса с коленчатого вала (рис. - 3.91
);
Рисунок - 3.92. Расположение болтов крепления масляного насоса
– выверните 3 болта крепления масляного насоса к блоку цилиндров (рис. - 3.92 ). Отверткой отделите масляный насос от блока цилиндров.
Установка
Твердым пластиковым или деревянным скребком очистите от остатков старого герметика привалочные поверхности масляного насоса и блока цилиндров и очистите их растворителем.
Проверяйте масляный насос на отсутствие повреждений.
Рисунок - 3.62. Измерение расстояния между звеньями цепи: Х = 122,6 мм для цепи привода газораспределительного механизма между 16 роликами или 8 звеньями цепи; Х = 52,4 мм для цепи привода масляного насоса между 8 роликами или 4 звеньями цепи
Проверяйте звенья цепи на отсутствие трещин, износа роликов и боковых пластин. Проверяйте состояние зубьев звездочек, которые должны быть симметричными. Натяните цепь и измерьте расстояние между 8 роликами или 4 звеньями цепи, которое должно быть равно 52,4 мм (рис. - 3.62 ). Проведите эту проверку на нескольких участках цепи. Если цепь удлинилась, замените в комплекте цепь и звездочки.
Рисунок - 3.63. Измерение диаметра звездочки по роликам цепи
Оберните каждую звездочку цепью и измерьте диаметр звездочки по роликам цепи (рис. - 3.63 ). Если полученный размер превышает минимальный диаметр цепи, замените в комплекте цепь и звездочки.
Рисунок - 3.93. Места измерения глубины выемок на направляющей цепи привода масляного насоса: Х = не более 0,5 мм
Рисунок - 3.94. Расположение смазочного отверстия направляющей цепи
Проверяйте направляющую цепи на отсутствие чрезмерного износа. Имейте в виду, что незначительный износ направляющей — это нормальное явление. Глубина выемок на направляющей цепи должна быть не более 0,5 мм (рис. - 3.93 ). При наличии чрезмерного износа Проверяйте смазочное отверстие направляющей цепи на передней стороне блока цилиндров на отсутствие загрязнений и засорения (рис. - 3.94 ). Если отверстие заблокировано, то резко увеличится износ цепей привода газораспределительного механизма и масляного насоса.
Установку производите в следующем порядке:
– заполните масляный насос маслом, для чего налейте небольшое количество чистого моторного масла во входное отверстие насоса и проверните вал привода насоса;
– установите масляный насос с новой прокладкой на блок цилиндров и закрепите болтами, затянув их крест-накрест моментом 19 Н•м;
Рисунок - 3.95. Совмещение цветных меток на цепи с метками на звездочках
– убедитесь, что коленчатый вал повернут на 90° против часовой стрелки, шпонка коленчатого вала установлена в левое горизонтальное положение и звездочка привода масляного насоса повернутой меткой вверх. Установите цепь привода масляного насоса на звездочки так, чтобы цветные метки на цепи совместились с метками на звездочках (рис. - 3.95 );
– вверните и затяните болт крепления звездочки масляного насоса моментом 30 Н•м;
– установите натяжитель цепи и закрепите его болтом, затянув болт моментом 12 Н•м.
Дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Проверяйте и, при необходимости, доведите уровень масла до нормы.
Пустите двигатель и Проверяйте давление и отсутствие утечек масла.