Двигатель
О ремонте двигателя
Замена масла двигателя
Замена приводного ремня
Установка поршня в ВМТ
Снятие крышки ГБЦ
Система изменения фаз газораспределения
Снятие впускного коллектора
Снятие выпускного коллектора
Замена ремня ГРМ (3S-FE)
Замена цепи ГРМ (1AZ-FE)
Замена переднего сальника коленвала
Замена сальника распредвала
Замена распредвала и толкателей (3S-FE)
Замена распредвала и толкателей (1AZ-FE)
Снятие ГБЦ, замена прокладки
Замена ролика гасителя колебаний
Снятие масляного поддона
Замена масляного насоса
Замена маховика
Замена заднего сальника коленвала
Замена опор силового агрегата
Проверка давления масла
Проверка компрессии
Диагностика вакуумметром
Снятие и установка двигателя
Последовательность разборки двигателя
Замена свечей зажигания
Замена воздушного фильтра
Проверка клапана вентиляции картера
Регулировка зазоров клапанов
Топливная система
Сброс давления в топливной системе
Замена топливного фильтра
Проверка давления топливной системы
Замена топливных трубок и шлангов
Замена топливного насоса, датчика топлива, регулятора давления
Снятие топливного бака
Корпус воздушного фильтра
Замена троса акселератора
Система впрыска топлива
Снятие дроссельного узла
Трос дроссельной заслонки
Замена демпфера пульсаций топлива
Снятие топливной рампы, замена форсунок
Система выпуска отработавших газов
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена термостата
Замена вентилятора радиатора
Замена радиатора и расширительного бачка
Замена помпы
Замена датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Термовыключатель вентилятора радиатора
Зажигание
Катушки зажигания
Замена коммутатора
Замена распределителя зажигания
Система снижения токсичности
Система OBD, коды неисправностей
Датчики и исполнительные устройства
ЭБУ
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик давления воздуха
Датчик расхода воздуха
Датчик температуры воздуха
Датчик t° охлаждающей жидкости
Датчик коленвала
Датчик распредвала
Датчик кислорода
Датчики детонации
Датчик скорости автомобиля
Клапан системы холостого хода
Система принудительной вентиляции картера
Система рециркуляции ОГ (EGR)
Система улавливания паров, адсорбер
Каталитический нейтрализатор

Распределительные валы и толкатели клапанов - снятие и установка (двигатель 3S-FE)

Снятие

При снятии и установке распределительных валов необходимо использовать 2 дополнительных технологических болта М6х1 длиной 16–20 мм


Снятие производите в следующем порядке:

– снимите крышку головки блока цилиндров;

– снимите распределитель зажигания;

– снимите зубчатый ремень, шкив распределительного вала и задний кожух зубчатого ремня;


Рисунок - 3.25. Установка индикатора часового типа для измерения осевого зазора распределительного вала

– Проверяйте осевой зазор распределительного вала. Установите на блоке цилиндров двигателя кронштейн с индикатором часового типа таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в торец распределительного вала (рис. - 3.25 );

– переместите распределительный вал вдоль оси в одну сторону до упора и установите индикатор на 0. Переместите распределительный вал вдоль оси в другую сторону до упора и зафиксируйте значение на индикаторе. Если величина зазора превышает допустимую величину, необходимо заменить распределительный вал и/ или головку блока цилиндров;


Распределительный вал выпускных клапанов


Рисунок - 3.26. Положение распределительного вала впускных клапанов в положение, при котором установочный штифт (1) располагается слева под углом 10–45° от вертикальной оси

– поверните распределительный вал впускных клапанов так, чтобы установочный штифт 1 (рис. - 3.26 ) располагался слева под углом 10–45° от вертикальной оси. В этом случае распределительный вал выпускных клапанов повернется в положение, при котором давление клапанных пружин на все кулачки распределительного вала будет равномерным;


Рисунок - 3.27. Расположение болта крепления вспомогательной шестерни распределительного вала выпускных клапанов к основной шестерне

– дополнительным технологическим болтом М6х1 прикрепите вспомогательную шестерню распределительного вала выпускных клапанов к основной шестерне (рис. - 3.27 );

– выверните 2 болта и снимите заднюю крышку подшипника распределительного вала;

– по очереди, поворачивая на 1/4 оборота, ослабьте, затем выверните полностью болты крепления крышек 1, 2 и 4 крепления подшипников распределительного вала. Снимите 1, 2 и 4 крышки подшипников распределительного вала;

– по очереди, поворачивая на 1/4 оборота, ослабьте, затем выверните полностью болты крепления крышки 3 подшипника распределительного вала. Снимите крышку 3 подшипника распределительного вала;

– снимите распределительный вал;

– для снятия шестерни с распределительного вала выпускных клапанов закрепите распределительный вал за шестигранник в тисках с мягкими губками;

– установите второй дополнительный болт М6х1 в технологическое отверстие вспомогательной шестерни распределительного вала. Отверткой, вставленной между распределительным валом и вторым вспомогательным болтом, поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке и выверните первый вспомогательный болт;

– снимите пружинное стопорное кольцо крепления вспомогательной шестерни;

– снимите пружинную шайбу, вспомогательную шестерню и пружинное кольцо шестерни распределительного вала.

При ослаблении и выворачивании болтов крепления крышек подшипников распределительного вала убедитесь, что распределительный вал равномерно, без перекоса отделяется от головки блока цилиндров. В противном случае установите на место крышки подшипников и поверните распределительный вал впускных клапанов так, чтобы установочный штифт располагался слева под углом 10–45° от вертикальной оси (см. рисунок - 3.26 ).


Распределительный вал впускных клапанов


Рисунок - 3.28. Положение распределительного вала впускных клапанов в положение, при котором установочный штифт (1) располагается слева под углом 80–115° от вертикальной оси

– поверните распределительный вал впускных клапанов так, чтобы установочный штифт 1 (рис. - 3.28 ) располагался слева под углом 80–115° от вертикальной оси;

– выверните болты и снимите переднюю крышку подшипников распределительного вала впускных клапанов и уплотнительное кольцо;

– по очереди, поворачивая на 1/4 оборота, ослабьте, затем выверните полностью болты крепления крышек 1, 3 и 4 крепления подшипников распределительного вала. Снимите 1, 3 и 4 крышки подшипников распределительного вала;

– по очереди, поворачивая на 1/4 оборота, ослабьте, затем выверните полностью болты крепления крышки 2 подшипника распределительного вала. Снимите крышку 2 подшипника распределительного вала;

– снимите распределительный вал.

Проверка

Проверку производите в следующем порядке:


Рисунок - 3.29. Место измерения расстояния между концами пружины шестерни распределительного вала: Х = 22,5–22,9 мм

1) измерьте расстояние между концами пружины шестерни распределительного вала, которое должно составлять 22,5–22,9 мм (рис. - 3.29 ). В противном случае замените пружину;

Не снимайте крышку, используя рычаги. Если крышка не снимается, оставьте ее на месте.


2) протрите от масла и промаркируйте регулировочные шайбы и толкатели, намагниченным инструментом снимите их с головки блока цилиндров и расположите их таким образом, чтобы при установке они установились на свои места;

3) Проверяйте каждый толкатель на отсутствие износа и задиров;

4) измерьте наружный диаметр каждого толкателя и соответствующие гнезда толкателей. Для определения зазора вычтите диаметр толкателя от диаметра гнезда. Номинальное значение зазора толкателя 0,024–0,052 мм, предельно допустимое значение – 0,07 мм. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените толкатели;

5) визуально исследуйте кулачки и шейки подшипников распределительных валов на отсутствие выработки, следов коррозии, наволакивание металла и наличие цветов побежалости, свидетельствующих о местном перегреве;

6) микрометром измерьте высоту кулачком распределительного вала. Номинальное значение высоты кулачков распределительного вала впускных клапанов 42,01–42,11 мм, предельно допустимое значение – 41,9 мм. Номинальное значение высоты кулачков распределительного вала выпускных клапанов 40,06–40,16 мм, предельно допустимое значение – 39,95 мм. Если высота кулачков меньше предельно допустимого значения, замените распределительный вал.

7) микрометром измерьте диаметр каждой шейки подшипников распределительного вала. Шейки измеряйте в нескольких точках, как по диаметру, так и по длине, это позволит выявить овальность и конусность при их наличии. Номинальное значение диаметра шеек подшипников распределительного вала 26,959–26,975 мм. Если диаметр любой шейки меньше номинального значения, замените распределительный вал;

8) Проверяйте зазоры в подшипниках распределительного вала следующим образом;

9) метод проверки состоит в том, чтобы использовать изделие, известное как Plastigage. Это круглый калиброванный пластмассовый стержень, который сжимается между крышкой подшипника и шейкой распределительного вала. После снятия крышки подшипника деформированный пластиковый стержень измеряется специальным шаблоном, который имеется в комплекте Plastigage.

10) процедура для использования Plastigage следующая:

– очистите шейки распределительного вала, крышки подшипников и места установки распределительного вала в головке блока цилиндров;

– установите распределительные валы в головку блока цилиндров без смазки и толкателей;

– отрежьте несколько кусочков пластикового стержня Plastigage (они должны быть слегка короче, чем ширина подшипников) и установите их на каждую шейку распределительного вала;

– установите крышки подшипников, идентификационные стрелки которых должны быть направлены в сторону зубчатого ремня и затяните болты крепления требуемым моментом. Затягивание болтов проводите по очереди, последовательно поворачивая каждый болт на 1/4 оборота;


Рисунок - 3.30. Измерение ширины деформированного стержня Plastigage с использованием масштабной линейки

– выверните болты и снимите крышки подшипников распределительных валов. К деформированному пластиковому стержню приложите масштабную линейку, напечатанную на упаковке. Сравнивая ширину деформированного пластикового стержня с контрольной шириной на масштабной линейке, определите величину зазора (рис. - 3.30 ). Если зазор больше предельно допустимого значения, замените распределительный вал и/ или головку блока цилиндров;

– в завершение тщательно очистите следы материала Plastigage с крышек подшипников и распределительных валов;


Рисунок - 3.31. Использование индикатора часового типа (1) для измерения люфта в зубчатом зацеплении шестерен распределительных валов

11) измерьте люфт в зубчатом зацеплении шестерен распределительных валов. Установите распределительные валы, не устанавливая толкатели и вспомогательную шестерню. Установите на головке блоке цилиндров кронштейн с индикатором часового типа 1 (рис. - 3.31 ) таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в один их зубьев шестерни распределительного вала.

В процессе измерения зазора методом Plastigage не вращайте распределительные валы.


Поверните шестерню распределительного вала в одну сторону до упора в зубья второй шестерни и установите индикатор на 0. Поверните шестерню в другую сторону в пределах люфта и зафиксируйте значение на индикаторе. Если величина люфта превышает допустимую величину, необходимо заменить распределительные валы.

Установка
Распределительный вал впускных клапанов

Установку производите в следующем порядке:

– смажьте моторным маслом толкатели и установите их на места, в которых они находились перед снятием. Убедитесь, что регулировочные шайбы установлены на толкатели;

– смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительного вала;

– установите распределительный вал впускных клапанов так, чтобы установочный штифт располагался слева под углом 80° от вертикальной оси (рис. - 3.28 );


Рисунок - 3.32. Места нанесения герметика (1) на привалочную поверхность передней крышки подшипника распределительного вала

– нанесите тонкий слой герметика RTV 1 (рис. - 3.32 ) шириной 2–3 мм на внешние края привалочной поверхности передней крышки подшипника распределительного вала и немедленно установите крышку;

– установите остальные крышки подшипников распределительного вала в соответствии с их нумерацией, при этом стрелки, нанесенные на крышках, должны быть направлены в сторону зубчатого ремня;


Рисунок - 3.33. Последовательность затягивания болтов крепления крышек подшипников распределительного вала впускных клапанов

– в последовательности показанной на рисунке 3.33 , поворачивая за один проход на 1/4 оборота, вверните болты крепления крышек и затяните их моментом 19 Н•м;

– смажьте моторным маслом наружную поверхность и рабочую кромку нового уплотнительного кольца распределительного вала. Трубчатой оправкой, с наружным диаметром немного меньшим наружного диаметра кольца, установите уплотнительное кольцо на место.

Распределительный вал выпускных клапанов

Установку производите в следующем порядке:

– повторно установите вспомогательную шестерню на распределительный вал выпускных клапанов. Установите пружину, вспомогательную шестерню, пружинную шайбу и закрепите их стопорным кольцом;

– установите первый дополнительный болт М6х1 в технологическое отверстие вспомогательной шестерни распределительного вала. Отверткой, вставленной между распределительным валом и первым вспомогательным болтом, поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке и вверните и затяните второй вспомогательный болт, чтобы прижать вспомогательную шестерню к шестерне распределительного вала. Снимите первый вспомогательный болт;

– смажьте моторным маслом толкатели и установите их на места, в которых они находились перед снятием. Убедитесь, что регулировочные шайбы установлены на толкатели;

– смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительного вала;

– установите распределительный вал впускных клапанов над головкой блока цилиндров так, чтобы установочный штифт располагался слева под углом 10° от вертикальной оси (рис. - 3.26 );

– совместите установочные метки на шестернях распределительных валов впускных и выпускных клапанов и установите распределительный вал выпускных клапанов в головку блока цилиндров. Для облегчения установки незначительно поворачивайте распределительный вал в одну или другую сторону;

– установите крышки подшипников распределительного вала в соответствии с их нумерацией, при этом стрелки, нанесенные на крышках, должны быть направлены в сторону зубчатого ремня;


Рисунок - 3.34. Последовательность затягивания болтов крепления крышек подшипников распределительного вала выпускных клапанов

– в последовательности показанной на рисунке 3.34 , поворачивая за один проход на 1/4 оборота, вверните болты крепления крышек и затяните их моментом 19 Н•м;

– выверните дополнительный болт, сжимающий шестерни распределительного вала выпускных клапанов;

– установите полукруглые заглушки в головку блока цилиндров;

– установите задний кожух зубчатого ремня;

– совместите установочный штифт с выемкой и установите шкив зубчатого ремня на распределительный вал и закрепите болтом, затянув его моментом 54 Н•м. При затягивании болта крепления шкива вторым ключом, установленным на шестигранник, удерживайте распределительный вал от проворачивания;

– установите зубчатый ремень.

Дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной снятию.